Тел.: +7(962) 981-13-44 (многоканальный) office@itkor.ru
Выбрать страницу
5
(9)
ПРОГРАММА МАГИСТРАТУРЫ

Идти работать или дальше учиться на программе магистратуры?

Многие выпускники бакалавриата думают, поступить ли им на программу магистратуры или прекратить дальнейшую учёбу и целиком сосредоточиться на своей профессиональной карьере? В самом деле сложно выпускнику бакалавриата принять обоснованное решение: продолжить учёбу на следующей ступени системы высшего образования либо целиком отдаваться работе? Мы продолжаем дискуссию на тему магистратуры, на прошлой недели у нас был опубликован материал «МАГИСТРАТУРА 2020: сколько, как и зачем учиться?»

Чтобы ответить на этот непростой вопрос, нужно понять: что из себя представляет программа магистратуры. Как известно магистерские программы в России появились относительно недавно (2011 г.). С момента, когда наша страна перешла на образовательную систему, предусмотренной Болонским процессом, и общепринятым во многих странах Запада. Система высшего образования в соответствии с Болонским процессом делится на 2 уровня: бакалавриат + магистратура.

Предполагается, что магистерская программа рассчитана на освоение профессии на продвинутом уровне, по сравнению с программой бакалавриата. На первый взгляд, ответ должен быть однозначным: конечно, кто же не хочет освоить свою профессию на продвинутом уровне. Но, не всё так просто, есть некоторые нюансы. Всё-таки, как мы уже отметили, магистерская программа – это нововведение для нашей страны, она имеет историю менее 10 лет.

ПРОГРАММА МАГИСТРАТУРЫ

Между тем, на своей исторической родине (Западе) магистерские программы играют более значительную роль, чем в России. Возможно, что это связано с тем, что мы еще не до конца привыкли к новой системе образования, тем более, что в обществе находятся критики перехода России на Болонскую систему образования. Зачем далеко ходить, несколько месяцев назад даже сам Президент Владимир Путин усомнился в том, что решение перейти на двухуровневую систему было верным, а ректор МГУ Виктор Садовничий вообще всю дорогу критикует переход на Болонскую систему.

Бакалавриат – это первый уровень высшего образования, который даёт практическую базу для будущей профессии, т.е. носит сугубо прикладной характер. А программа магистратуры – обучает исследовательским навыкам и дает более продвинутые знания и профессиональные навыки. Выпускная работа после программы магистратуры по своему содержанию напоминает диссертацию.

Также необходимо учесть, что в России в некоторых профессиях сохранилась прежняя система образования – специалитет. Таким образом, российские вузы сейчас готовят бакалавров, магистров и специалистов. Выпускников специалитета принято рассматривать на равных с выпускниками магистратуры, хотя в специалитете учатся пять лет, а для окончания магистратуры нужно потратить шесть лет (4+2). Получается некоторая неразбериха, непонятно, почему их приравнивают.

Кроме того, российская практика показывает, что не всегда работодатели различают и придают должное значение всем трем видам дипломов (балалавр, магистр, специалист).

В связи с этим, вопрос «надо ли выпускнику бакалавриата ещё два года потратить, чтобы получить диплом магистра, или же этим ресурсам найти иное более полезное применение» приобретает особую актуальность?

ПРОГРАММА МАГИСТРАТУРЫ

На данный вопрос каждый отвечает, исходя:

  • из его личных планов;
  • стратегии личного роста;
  • возможных карьерных перспектив.

При прочих равных обстоятельствах, выпускник магистратуры может получить более достойную работу, благодаря тому, что у него есть более полное образование.

Но, это не всегда так. По многим профессиям работодатель интересуется в первую очередь, есть ли у соискателя высшее образование по выбранному направлению, а также обладает ли он необходимыми навыками и компетенциями. Например, если работодателю нужен бухгалтер, то ему диплом не столь важен, работодателю нужно, чтобы сотрудник успешно справлялся с поставленными профессиональными задачами.

Следует иметь в виду, что магистратура – это не только получение более продвинутых компетенций по уже имеющейся профессии, она позволяет получить принципиально новую профессию. Например, если Вы окончили маркетинг (бакалавриат), то Вы можете выбрать магистерскую программу по финансам или менеджменту. Таким образом, за 2 года Вы получите новую профессию.

Кроме того, если Вы являетесь потомственным педагогом и не хотите прервать династию, то Вам обязательно нужно окончить магистратуру, иначе Вас не допустят к педагогической деятельности в университете. Однако, Ваши шансы стать успешным преподавателем вуза будут невелики, если у Вас за спиной нет аспирантуры и защищённой диссертации. Следовательно, магистратура – необходимое, но недостаточное условие, чтобы стать преподавателем вуза. В настоящее время лишь около 10% преподавателей вузов не имеют ученой степени кандидата или доктора наук.

Между тем, получение диплома магистра открывает Вам путь в аспирантуру, потому что, после бакалавриата в аспирантуру не принимают. В настоящее время аспирантура является третьей ступенью высшего образования.

ПРОГРАММА МАГИСТРАТУРЫ

Таким образом, выпускнику бакалавриата нужно решить:

  • надо ли ему пойти на программу магистратуры;
  • готов ли он отдать ещё два года жизни ради своей будущей карьеры;
  • есть ли у него материальные возможности инвестировать в свое будущее еще несколько сот тысяч рублей (в случае платного обучения).

В то же время, следует подчеркнуть, что инвестиции в правильно выбранную образовательную траекторию в будущем приносят самую высокую отдачу. Отложенные деньги могут обесцениться, вложенные в какое-либо дело могут не окупиться, а достойное образование – это всегда веское конкурентное преимущество на рынке труда. Особенно выгодно учиться в момент обострения кризисных ситуаций в экономике, так как кризис рано или поздно закончится и рынок будет испытывать потребность в грамотных специалистах.

Если хотите поступить на программу магистратуры в Москве, то надо учитывать следующие моменты:

  • нравится ли Вам учиться;
  • хотите ли Вы получить новые знания;
  • готовы ли Вы потратить время ради будущей карьеры;
  • можете ли Вы потратить деньги на свою учебу.
ПРОГРАММА МАГИСТРАТУРЫ

Если Вы заядлый троечник, который пропускал занятия не по уважительной причине, и Вы едва-едва защитили диплом бакалавра, то Вам лучше не идти на программу магистратуры. Иначе Ваши усилия не окупятся. В таком случае, лучше целиком сосредоточиться на своей практической работе. Нередко троечники в практической деятельности опережают хорошистов и даже отличников, но это исключение, а не правило.

Нельзя также не принимать к сведению, что наличие диплома об окончании программы магистратуры – это некоторый плюс в портфолио, с точки зрения работодателя.

Не совсем правильно рассматривать диплом об окончании программы магистратуры как явное преимущество или как некоторую гарантию получения сразу солидной позиции во время трудоустройства. Для работодателя важно нанять полезного сотрудника, а не «титулованного». Хотя в целом, чем «титулованнее» сотрудник, тем он более полезен компании и зарплата и статус у него выше. Однако, на практике бывает много исключений.

Например, три товарища окончили бакалавриат. Один пошёл в магистратуру, а другой работать, а третий – совмещает работу и учёбу в магистратуре. Кто будет более успешным, если у каждого из выпускников примерно равный потенциал и ресурсы? Правильно, тот кто совмещает получение теоретических знаний с получением практических навыков и зарабатыванием денег, т.е. – путь третьего товарища наиболее эффективный.

ПРОГРАММА МАГИСТРАТУРЫ

Возможно ли совместить учёбу на магистерской программе с работой?

Во-первых, в магистратуру можно пойти на заочную форму обучений. Хотя многие очные программы тоже построены так, чтобы на них могли учиться те, кто работает. Таким образом, учебный график построен так, чтобы занятия проходили в вечернее время, в субботу, а также с использованием дистанционных технологий обучения.

А что будет, если я не пойду на программу магистратуры?

Дело в том, что трудовое законодательство России уже ограничило круг должностей, которые может занять бакалавр. Тренд таков, что такая тенденция продолжится. Например, в конкурсе «Лидеры России» не могут участвовать те, у кого есть лишь диплом бакалавра. Международная практика тоже показывает, что отсутствие диплома магистра является серьёзным ограничением в карьерном росте в крупных корпорациях и государственных структурах.

Какие формы контроля используются во время учебы в магистратуре?

Контроль успеваемости во время учебы в магистратуре осуществляется также как на программах бакалавриата (зачеты, зачеты с оценкой, письменные экзамены, устные экзамены, контрольные работы, тестирования).

В течение последних лет имело место сокращение бюджетных мест на магистерских программах, увеличение бюджетных мест имело место лишь на по востребованным (с точки зрения государства) направлениям. Можно сказать, государство готово оплачивать учёбу 25% выпускников бакалавриата, т.е. каждый четвёртый выпускник бакалавриата может попасть на бюджетное место.

В настоящее время существенная часть магистров свою учебу оплачивает сама, так как сочетает учебу с работой. Группы в магистратуре формируются в меньших масштабах по сравнению с бакалавриатом, так как магистерские программы – это штучный образовательный продукт и во многом их содержание зависит от научного руководителя и вуза, где реализуется магистерская программа.

Таким образом, пойти или не пойти на программу магистратуры надо решить исходя из:

  • сравнения минусов и плюсов учебы в магистратуре;
  • возможности сочетания учебы и работы – это весьма непростой, но надёжный путь;
  • того, вписываются ли расходы на учёбу в личный финансовый бюджет;
  • шансов попасть на бюджетное место.

Следует отметить, что многие некоторые ведущие вузы Российской Федерации также сегодня предлагают возможность поступить на дистанционную магистратуру.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 9

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.