Тел.: +7(962) 981-13-44 (многоканальный) office@itkor.ru
Выбрать страницу
5
(10)

Известно, что именно молодые ученые являются основой развития государства по инновационному пути. Между тем, сейчас российская аспирантура претерпевает нелегкие времена.

ОБРАЗОВАНИЕ В АСПИРАНТУРЕ

Из-за различных проблем и препятствующих факторов количество аспирантов в России остается на очень низком уровне, а число успешных защит кандидатских диссертаций тоже находится на очень низком уровне.

Количество успешных защит после окончания аспирантуры в 2017 году:

  • Российская Федерация – 2,3 тыс.;
  • Соединённые штаты Америки – 55, 0 тыс.;
  • Великобритания – 26, 0 тыс.;
  • Япония – 16, 0 тыс.

Судя по этим количественным показателям, ситуация с аспирантурой в России находится в глубоком кризисе.

Удручает ещё то, что лишь менее 15-20 % выпускников программ аспирантуры в России завершают учебу защитой диссертации.

Исторически сложившаяся российская система аспирантуры была основана на немецкой модели, которая предусматривает институт наставничества. Основная доля ответственности возлагалась на молодого исследователя, а наставник (научный руководитель) помогал и консультировал аспиранта.

С 2013 года, согласно новому закону «Об образовании», аспирантура превратилась в 3-ю ступень высшего образования (бакалавр-магистр-аспирант). Таким образом, аспирантура стала соответствовать всем признакам образовательной программы. Следовательно, подготовка диссертации для защиты кандидатской диссертации, ушла на второй план, так как курсы (дисциплины) образовательной программы заняло основное внимание и время аспиранта. Такая модель аспирантуры имеет распространение в некоторых зарубежных странах.

До принятия нового закона в 2013 году, имела место дискуссия о том, насколько целесообразно ставить на первое место учебную нагрузку в аспирантуре, а не защиту кандидатской диссертации. Раз был принят закон, видимо, «услышали» тех, кто ратовал за образовательные программы аспирантуры, отводя академическим качествам выпускника 2-ое место. Предполагалось, что мировые тренды свидетельствуют о том, что необходима массовизация аспирантских программ, а также есть перспектива академической мобильности выпускников аспирантуры (выпускникам российской аспирантуры будет легче найти работу на Западе).

ОБРАЗОВАНИЕ В АСПИРАНТУРЕ

Считалось, что существовавшая ранее наставническая модель аспирантуры была бессильна готовить кадры, исходя из возросших требований к молодым исследователям. По мнению, сторонников изменений системы обучения в аспирантуре, перестройка системы обучения аспирантов была продиктована нуждой экономики России в высококвалифицированных выпускниках аспирантуры. Также было принято считать, что переход аспирантуры позволит расширить потенциальный рынок труда для выпускников программ аспирантуры.

Между тем, время показало, что переход на новую систему аспирантуры в 2013 году было большой ошибкой, которая усугубила и без того масштабные проблемы российской аспирантуры.

Именно поэтому в настоящее время в Государственной Думе обсуждается законопроект, который предусматривает возврат к старой системе аспирантуры. Об этом можно прочитать в статье «ОБУЧЕНИЕ В АСПИРАНТУРЕ: грядущие поправки 2020».

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 10

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.