5
(3)

К сожалению, современная система высшего образования находится в сложном положении, качество образования продолжает падать. Это подтверждается, в частности, международными рейтингами вузов. Лучшие российские вузы пока не входят в первые десятки этих рейтингов.

Для этого есть разные причины. Одной из существенных причин является заметное уменьшение элемента воспитательной работы со студентами. Однако, вряд ли проблема воспитания стоит на первом месте среди факторов, снижающих качество образования в Российской Федерации.

Факторы, формирующие нравственность личности

Причины ухудшения образования

Аналитики полагают, что образование в России ухудшается из-за экономико-политических и социально-духовных проблем. К этому следует добавить еще демографический фактор и проблема недофинансирования системы образования в России, по сравнению с иными странами.

Складывается такое впечатление, что российская система образования адаптируется к нездоровой экономике, хотя должно быть наоборот: качественное образование должно стать локомотивом и вытащить страну из кризиса. Чтобы остановить тенденцию ухудшения образования, нужно сначала провести тщательный объективный анализ ситуации, без этого невозможно подготовить целостную программу развития образовательной сферы.

Знания без нравственности – ничего не значит!

Между тем, не следует недооценивать фактор нравственности и воспитания в ходе анализа российского образования. К сожалению, сегодня система образования лишена нравственной основы, наряду с другими факторами, это ускоряет деградацию системы образования.

Очевидно, что без надежного нравственного фундамента система образования не начнет улучшаться. Является бесспорным, что деградация системы образования ведет к деградации остальных сфер государства. Таким образом, все иные реформы не приведут к успеху, если не решить проблему образовательной системы.

Без нравственной основы российское образование будет носить «торгашеский» характер. Миф о том, что лучшее образование – это то, что приносить наибольшую прибыль не имеет под собой надежной основы. Хотя роль рыночных отношений в системе образования не стоит недооценивать. Но целиком доверять сегмент образования «невидимой руке рынка» — это большое заблуждение.

Переоценка ценностей, вопросы нравственности и культура нации

Вопрос нравственности в образовании в течение прошлого века дважды катастрофически кардинально менялся в России (Октябрьская революция, Перестройка). По мнению аналитиков, именно два эти гигантских перегиба привели к дефициту таких нравственных ценностей, как: честь, бескорыстие, справедливость и достоинство. А развитие получили такие негативные качества как: жадность, лживость, алчность, погоня за прибылью любой ценой, несправедливость. В этих условиях развивалась система образования современной России.

Образование тесно связано с культурой нации, так как невозможно полноценно передавать культуру последующим поколениям, если система образования находится в упадке.

Кто главный в вузе?

В вопросе обеспечения качества вузовского образования неоценимую роль играет личность преподавателя, так как именно он оказывает «образовательную услугу», которая в себя включает и культурно-воспитательный элемент. К сожалению, за последние десятилетия преподаватель вуза не входит в число самых престижных профессий, привлекательных для молодежи. Из-за этого средний возраст вузовского педагога близится к 60 годам! Нельзя превращать преподавателя в «станок», который выполняет однородные функции в течение многих лет. Это важно не только для самой системы образования, но и воспитания молодого поколения.

Заработная плата преподавателей вузов пока еще остается низкой

Нередко в современной системе российского образования преподаватель является «крайним» и именно он виноват во всем негативе, хотя в самом деле – он и есть наиболее пострадавший участник образовательного процесса (низкая зарплата, отсутствие академических свобод, административный прессинг, бюрократизация всех сторон его деятельности и т.д.). Также следует отметить, что не все вузы выполнили в полном объеме требования Майских указов Президента Путина относительно уровня заработной платы научно-педагогических кадров. Руководители вузов нередко прибегали к различным ухищрениям, чтобы формально выполнить Майские указы, что на деле не приводило к улучшению системы оплаты труда университетских педагогов.

Поправки о воспитании

Недавно в третьем чтении Государственная Дума Российской Федерации приняла поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации» (поправки о воспитании). Эти поправки были внесены по инициативе Владимира Путина. В частности, закон раскрывает понятие «воспитание» и формализует механизм создания системы воспитательной работы в образовательных учреждениях. Данный закон вступает в силу в начале следующего учебного года. Исходя из этого, было бы логичным скорректировать образовательные программы, включить в них элементы воспитательного процесса.

поправки о воспитании в системе образования

Поправки в закон об образовании о воспитании не увеличить бюрократическую нагрузку

Чиновники клятвенно обещают, что принятие «поправки о воспитании» не приведет к дальнейшей бюрократизации деятельности педагога, но вряд ли возможно организовать воспитательный процесс, минуя элементы бюрократизации (план, проверка, отчет и т.д.).

В пояснительной записке к «поправкам о воспитании», в частности, отмечено:

Поправки о воспитании

Специалитет «Экономическая безопасность» очно и дистанционно в Москве, государственный диплом. Стоимость обучения — от 25 тыс.руб за семестр. Государственная аккредитация. 8 (977) 713-32-45. Позвоните прямо сейчас, мы Вас проконсультируем!

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.